Самарская государственная академия культуры и искусств
Институт "Открытое общество" (Фонд Сороса)

Международная научная конференция "Информационная среда региона как условие формирования информационной культуры личности"


ИНФОРМАЦИЯ И КУЛЬТУРА: ВЕКТОРЫ СИНТЕЗА

Вохрышева М.Г.

Россия, г. Самара,
Самарская государственная академия культуры и искусств

Синтез информации и культуры прослеживается на основании представлений об их сходстве, различиях и формах взаимопревращений. Это два феномена, у которых много общих черт. Первая из них - глобальность (обобщенность, универсальность), которая выражается в многогранности связей с реальностью, разными способами человеческой деятельности.

Информация является одним из ключевых понятий современной эпохи, следствием чего явились понятия "информационное общество" и "информационная цивилизация". Для информации нет границ государств и частей света, - она носит тотальный, всепроникающий характер. Столь же широки и границы культуры, которая сближается с искусством, моралью, религией, наукой и в определенном смысле растворяется в них.

Второй важный аспект, определяющий общность явлений, это взаимообусловленность существования: культурные процессы реализуются через информационные, - и наоборот. Эффективное функционирование культуры возможно лишь через механизмы сбора, обработки, хранения и распространения информации о среде, в которой культура живет, и о себе самой.

Человек XX века живет в медиатизированном пространстве, которое составляет его новую среду обитания, реальность современной культуры. Новые технологии (мультимедиа, аудиовизуальные средства коммуникации) проникли во все сферы жизни. Медиа стали основным средством производства современной культуры, а не только передаточным механизмом. Видеокультура играет важную роль в социолизации и формировании ценностных структур личности.

Информация и культура являются семиотическими знаковыми системами, для которых характерны знаковость и текстуальность. В условиях множественности толкований культуры она рассматривается и как совокупность артефактов, смыслов, знаков, то есть как информационный процесс.

У животных информация кодируется самим организмом, и передача ее осуществляется генетическим путем. С возникновением культуры появляется система средств хранения, передачи и переработки информации. Эта система постоянно усложняется. Формируется новый тип информационного процесса. Информация кодируется внешними по отношению к человеку структурами. Создается социальная информация, выраженная в знаковых системах, то есть внегенетический механизм наследования информации. С этих позиций культура может быть представлена как социальная информация, которая сохраняется, накапливается и распространяется в обществе с помощью создаваемых людьми средств.

Различия между информацией и культурой обнаруживаются на уровне способов освоения мира, на уровне внутренних идей развития, которые в общем виде сводятся к тому, что культура построена на примате философско-эстетических, а информация - научно-технических элементов. Информация представляет собой товар в современном обществе, причем очень дорогой, а это создает предпосылки для размывания критериев отнесения тех или иных явлений культуры к истинным ценностям. В этих условиях человечество должно изменить глубинные, ценностные установки, гармонизировать миры культуры и информации. Ценностный аспект (значимость) - один из главных в культуре, а высшая ценность - человек. Следовательно, гуманистический подход к информации должен связываться с доминированием идеи человека в информационно-культурной среде, идеи подчинения этому компоненту всех других (знания, технологии, умений). От выбора базовых духовных ценностей эффективность функционирования общества зависит больше, чем от информационных технологий, выполняющих по существу лишь функцию средства служения ценностям более высокого порядка.

Информация и культура - это силы, которые способны серьезным образом изменить образ жизни отдельного человека и трансформировать общество в целом. Чтобы сделать информацию средством достижения высших жизненных целей, к ней необходим контекстный подход - с позиций нравственности, духовности и культуры.

Основу синтеза информации и культуры составляет принцип взаимодействия. В современной философской науке он предстает как один из главных, определяющий сосуществование разнонаправленных тенденций и процессов, источник развития в природе и обществе, условие стабильности.

В качестве вектора синтеза следует рассматривать процесс взаимодействия информации с различными сферами культуры и прежде всего с искусством в целом и отдельными его видами, а также учреждениями и организациями, реализующими культурную деятельность. Данное направление открывает обширное проблемное поле: "информация и театр", "информация и музыка", "информация и музеи", "информация и библиотеки" и т.д.

Основным продуктом искусства является произведение, выступающее одновременно артефактом культуры и носителем определенной информации - текстом. В свою очередь информация реализуется через текст, который может быть рассмотрен как самостоятельное произведение, обладающее содержанием-смыслом и определенным образом структурированное, имеющее форму, организующую содержание. Аспектологический подход к искусству и отдельным его видам (с позиций информатики) и информации (в аспекте искусства) имеет серьезную исследовательскую перспективу.

Таким образом, можно говорить о сфере социальных коммуникаций как об одном из важнейших направлений синтезирования информатики и культуры.

Меняется сущность музейного дела, поскольку музейные ценности выходят за пределы музея, как бы отчуждаются от него и начинают самостоятельную жизнь. Это происходит благодаря тиражированию и продаже экспонатов, вмешательству компьютерной техники в экспозиции и фонды, перенесению на CD-ROM произведений искусства. Появился новый феномен в сфере медиа и коммуникаций, меняющий традиционные представления о книгах, кино, телевидении, - роман, специально созданный для CD-ROM. Это форма коммуникации, в которой "читатель" является не только соавтором, но и теле- и кинозрителем, посетителем музея и видеоигроком одновременно.

Важнейшим вектором синтеза информации и культуры является образование. Концептуально обоснованная система образования выполняет роль механизма практической реализации любой модели общества через подготовку будущего субъекта деятельности. Важнейшей составляющей образовательного процесса должна стать культуризация мировоззрения обучающихся, ориентированность на усвоение культурофильного отношения к миру и человеку. Смысл такого мировосприятия заключается в стремлении к подлинным культурным ценностям и отторжение явлений антикультуры, в связи с чем целью образования становится усвоение критериев отличия первого от второго. Формирование критериально-оценочной системы в сознании и поведении обучающегося предстает как стержень культурообразующей функции образования.

В качестве вектора синтеза информации и культуры следует рассматривать процесс формирования информационного общества, о котором появляется все больше публикаций в отечественной и зарубежной литературе: показывается картина его становления в разных странах, выявляются его основные признаки, анализируются различные аспекты функционирования, в частности, - позитивные, и негативные последствия социального характера. Основными категориями, на которых базируются представления об информационном обществе, стали категории "знание", "информация", "культура". Они отражают ресурсы, уникальные по своему характеру, от использования которых вырастают их объем и ценность. Они рассматриваются в аспекте ресурсов будущего, поскольку возобновляются благодаря интеллектуальным усилиям человека. Информационное общество представляет собой условие устойчивого развития, выживания цивилизации и сохранения биосферы планеты. Если в предшествующем развитии информация играла периферийную роль, то теперь она обнаруживает свой огромный потенциал, все более замещающий вещественно-энергетические ресурсы.

Информация и культура могут быть представлены как две взаимопересекающиеся сферы, в зоне пересечения которых образуется пространство, обозначаемое как информационная культура. Она определяет культуру взаимодействия человека с информацией. Взаимодействие происходит и на уровне общества, и на уровне личности, и оба контекста рассмотрения обнаруживают специфические черты трансформации информационных и культурных процессов в новые, синтезированные формы.

Таким образом, путь в реальность нового века лежит через синтез информации и культуры, то есть соединение социогуманитарных идей, естественнонаучного знания и художественного освоения действительности.



Copyright © 1999 Самарский Центр Интернет
Hosted by uCoz