О ВЗАИМОСВЯЗЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ
Астахова Л.В.
Россия, г.Челябинск, Южно-Уральский государственный университет
В последние годы наблюдается всплеск внимания местных органов власти к вопросам информации и информатизации. Принятие местных законов о библиотечном деле и об обязательном экземпляре документов в ряде регионов, а также ряда других нормативно-правовых актов способствует их информационному развитию. Однако при всей важности названных нормативно-правовых актов они имеют фрагментарный характер и не складываются в единую систему, ибо большинство регионов не имеют научно-обоснованной региональной информационной политики. Зачастую их информационное развитие, как это ни парадоксально в условиях информационной революции, ограничивается принятием концепции информатизации региона. Однако важнейшие мировые и отечественные тенденции развития диктуют необходимость информационного развития регионов в более широком, гуманитарном контексте.
Человечество вступает в информационный век и типом культурного бытия индивидов и социумов становится информационная среда. Информация сегодня - это не вспомогательный, как ранее, ресурс, которым призваны обеспечивать общество специализированные информационные подразделения (библиотеки, информационные центры). Информация сегодня - это важнейший экономический ресурс наряду с материальными, финансовыми и кадровыми ресурсами. Сегодня мы говорим о новом принципе информационного производства - информационном управлении. Новая терминосистема (информационная цивилизация, информационная революция, информационные ресурсы, информационные сети, информационное оружие, информационная безопасность, информационное право, информационный менеджмент и др.), стремительно овладев общественным сознанием в развитых западных странах, начинает внедряться на отечественную почву. Этого, к сожалению, нельзя сказать обо всех российских регионах.
В 1998 году Челябинская городская Дума приняла "Концепцию социально-культурной политики города Челябинска". В ней, в частности, отмечены недостаточное развитие городского коммуникативного пространства, повышение роли средств массовой информации, более четкая сегментация информационного пространства города специализация средств массовой информации и их аудитории, а также указано, что "активизация международных и межрегиональных контактов, вхождение в мировые электронные и информационные системы постоянно предоставляют новые возможности для межкультурной коммуникации, остро ставят проблему культурного выбора и культурного самоопределения". Однако в процессе определения приоритетов культурного развития города игнорируются следующие факты, связанные с его информационным развитием:
- именно мировое информационное пространство является культурной средой современного цивилизованного человека, обеспечивающей относительную стандартизацию его мышления и деятельности,
- возможность и способность человека существовать в этом пространстве - это нормы современной культуры цивилизации, требующие усвоения в регионе в процессе социализации,
- современная социокультурная ситуация характеризуется выдвижением знаний и информации на первые, ведущие роли в мировом эволюционном спектакле,
- социокультурная деятельность должна обусловливать в регионе сохранение накопленных информационных ресурсов, формирование и развитие регионального информационного пространства, а также изменение социально-культурной ситуации в регионе путем внедрения в общественное региональное сознание высокой социальной роли и социального статуса информации и информационных ценностей,
- региональная культурная политика, если она преследует цели развитии региона, не может их достигнутъ, не определив нового, грядущего типа культуры, культуры третьего тысячелетия, не охарактеризовав его основных отличительных качеств, а также искусственно внедряемых новых культурных норм и ценностей.
Очевидна острая необходимость в разработке единой региональной информационной полигики, в которой должны быть выделены приоритетные направления информационного развития региона: развитие средств и систем связи в регионе (особенно телекоммуникационных), информатизации региональных органов управления (администрации, правительства, законодательного собрания, судебных органов); финансовая и правовая поддержка институтов, учреждений, организаций и коммерческих структур, осуществляющих исследования, научно-технологические разработки; внедрение инновационных информационных продуктов, создание и эксплуатация в регионе конкурентоспособных аппаратных и программных средств, региональных информационных сетей; формирование и поддержка системы подготовки информационных специалистов высшей квалификации и информационной подготовки специалистов других отраслей деятельности; создание информационно-поисковых систем, способных удовлетворять многообразный спектр информационных потребностей личности как профессионального, так и индивидуально-бытового характера; внедрение в общественное сознание высокой социальной роли информации и информатизации в человеческой деятельности и региональных производственных процессах и др.
Альтернативным, наиболее целесообразным способом решения проблемы формирования информационной культуры личности в регионе может быть разработка единой, региональной информационно-культурной политики, включающей задачи и культурного, и информационного развития региона в их тесной взаимосвязи, формирования единого регионального информационно-культурного пространства.
Особое место в этой политике должна занимать информационная подготовка специалистов региона. В квалифицированных информационных кадрах нуждаются сегодня сферы управления, малого и среднего бизнеса и др. Поэтому от региональных вузов требуется диверсификация предоставляемых образовательных услуг за счет подготовки информационных специалистов не только для библиотечной, но и для других сфер деятельности, в том числе - для новой, еще слабо развитой в отдаленных от центра регионах сферы информационного бизнеса.
Информационное образование в регионе должно стать опережающим. В нем необходимо учитывать прогнозируемый рост потребностей в новых специалистах информационного профиля (аналитиках, референтах, консультантах и др.), усиливать информационно-аналитический компонент. В противном случае региональные вузы рискуют быть отброшенными далеко за пределы мирового образовательного пространства.
Учитывая мировые и отечественные тенденции информационного развития общества, на факультете экономики и права Южно-Уральского государственного университета разработана и внедряется гуманитарная концепция информационной подготовки специалистов. В соответствии с данной концепцией, в частности, в рамках специальностей 06.11.00 "Менеджмент" и 06.12.00 "Менеджмент в социальной сфере" открыта специализация "Информационный менеджмент", а также в качестве обязательной дисциплины социально-гуманитарного блока в учебные планы по всем специальностям включен курс "Культура интеллектуальной деятельности". Его ядром выступают проблемы информационной культуры как безальтернативного способа выживания современного специалиста в новой, информационной социокультурной среде. Тем не менее разработка информационно-культурной политики, учитывающей этнокультурные и социально-демографические характеристики региона, остается важнейшей проблемой региональных управленческих и законотворческих органов.
|