НОВАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Гендина Н.И.
Россия, г. Кемерово, Кемеровская государственная академия искусств и культуры
Осознание кризиса образования как общецивилизационного феномена, обусловило постановку вопроса об изменении самой парадигмы и модели образования. Инновационная парадигма образования, пришедшая на смену парадигмы "поддерживающего" или "просветительского" образования, характеризуется ориентацией на приоритет развивающейся личности, переходом от репродуктивной модели образования к продуктивной, гуманистиче-ской, деятельностным характером образования; доминирующей идеей "образования в течение всей жизни" или непрерывного образования.
В условиях смены парадигмы образования образовательные учреждения призваны, прежде всего, формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. Следовательно, особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности, отдельных категорий потребителей информации, а также общества в целом. При этом формирование информационной культуры должно быть специально организованным, целенаправленным процессом, предполагающим проведение обучения различных категорий пользователей особым информационным знаниям и умениям. Достижение этой цели возможно в ходе внедрения специального курса "Основы информационной культуры" при соблюдении ряда условий: содержание курса должно носить интегративный характер; цели и задачи, структура и содержание курса должны быть четко дифференцированы в зависимости от категории обучаемых; обучение должно иметь деятельностно-ориентированную, практическую направленность; преподаватели, обеспечивающие проведение занятий, должны иметь специальную подготовку и располагать необходимыми учебно-методическими средствами.
Данные условия являются определяющими положениями концепции формирования информационной культуры, сформулированной в результате многолетних исследований в Кемеровском государственном институте искусств и культуры. В ходе исследований был изучен и обобщен отечественный и зарубежный опыт образовательных учреждений и библиотек по развитию информационной культуры общества. Это позволило разработать принципы и модель построения программы курса "Основы информационной культуры"; создать и внедрить в учебный процесс ряда образовательных учреждений Кемеровской области комплекс программ по основам информационной культуры, рассчитанных на различные категории обучаемых: старших школьников, студентов, учителей, преподавателей вузов; определить перспективы дальнейших исследований. В основе концепции построения интегративного учебного курса "Основы информационной культуры", синтезирующего достижения ряда научных дисциплин (информатики, библиотековедения и библиографоведения, прикладной лингвистики, логики, стилистики текста, прикладной психологии, культуры чтения и др.) лежат идеи деятельностного подхода и блочно-модульный принцип построения комплекса учебных программ.
Успешность внедрения курса "Основы информационной культуры" в практику работы образовательных учреждений и библиотек существенным образом зависит от качества подготовки кадров, способных на профессиональной основе вести занятия с различными категориями обучаемых, а также от полноты и качества учебно-методического обеспечения. Только специальная подготовка, предполагающая знание особенностей возрастной психологии и методики преподавания курса "Основы информационной культуры", может дать положительный результат.
С этой целью в Кемеровском государственном институте искусств и культуры на основе специальности "библиотекарь-библиограф высшей квалификации" планируется введение специализации "преподаватель основ информационной культуры". Самостоятельную задачу, решение которой предстоит вузу в ближайшее время, составляет подготовка комплекта учебно-методических материалов для изучения курса "Основы информационной культуры". Этот комплект должен включать учебное пособие для изучения содержательной (теоретической) части входящих в программу модулей, тем; комплекс заданий, упражнений, практикумов, тренингов, деловых игр и т.п., направленных на выработку практических умений и навыков по курсу; средства компьютерной поддержки изучения теоретической и практической частей учебного материала; средства контроля (тестирования) степени усвоения обучаемыми учебного материала.
|