1.
Информационная культура
выпускника школы: итоги одного
исследования (Витухновская А.А.).
http://www.gpntb.ru/txt/win/ntb/ntb96/7/file4.html
Понятие информационной культуры характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Проблемы формирования информационной культуры студентов - будущих педагогов.
2.
Формирование информационной
культуры детей и юношества: роль
новых компьютерных технологий в
библиотеке (Алиферова Л.И., Руфанова
С.Н.).
http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea97/doc/s8/s8doc2.html
В докладе рассматривается вопрос о роли компьютерных технологий библиотек в формировании элементов информационной культуры детей и юношества: понимание роли информации и информационных технологий в жизни общества, знание источников информации и возможность получить в библиотеке свободный доступ к ним, умение эффективно осуществлять поиск в библиотеках и информационных системах, умение самостоятельно создавать электронную информацию.
Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира. Наряду с заново выстраиваемой культурой экономических и социальных отношений и столь необходимой нам сегодня экологической культурой важной частью общего образования человека становится информационная культура.
3.
Формирование информационной
культуры - важнейший аспект
школьного образования.
http://schools.techno.ru/szo/info/statya.htm
Проводится параллель между обычной грамотностью (умение писать, читать) и культурой. Детально рассматривается понятие культуры. Информационная культура предполагает, что человек использует информационные технологии при решении задач, которые ставит для достижения цели своей деятельности.
4.
Информационная культура
участников образовательного
процесса (Малышев Ю.П.).
http://195.209.128.2/emc/ruswin/scientif/report3.html
В статье представлены взгляды автора на общие процессы информатизации системы образования.
Чем хотят заниматься школьники? На что просит денег у депутатов директор школы? Что показывают гостям и родителям? Ответ на эти вопросы один: компьютеры. Почти не осталось сомневающихся в том, что информационная революция ставит систему образования перед необходимостью радикальных преобразований в этой области. Можно сказать, что существует явно выраженный социальный заказ на компьютерные технологии и соответствующее общественное давление, заставляющее даже противников информатизации принимать в ней участие. Что же может предложить обществу система образования?
5. К вопросу о
формировании информационной
культуры (Атаян А.М.).
http://ito.bitpro.ru/1998-99/a/atayan-t.html
Отличительная особенность развития человечества на современном этапе - переход к информационной цивилизации, в рамках которой приоритетное развитие получают вычислительная техника и информационные технологии, расширяющие интеллектуальные возможности людей.
Информатизация общества является одним из важнейших направлений развития России. Достичь поставленной цели возможно широким внедрением информационных технологий в систему высшего образования.
Становление информационной культуры человека осуществляется в его повседневной деятельности под влиянием усвоения бытовых знаний и умений, информации и средств массовой коммуникации в ходе самообразования.
6.
Преподавание информатики -
необходимость смены лозунга ("Управление
информацией - вторая грамотность")
(Плаксин М.А.).
http://www.nsu.ru/conf/nit/96/sect4/node16.html
Доклад посвящен обсуждению содержания предмета Информатика как общественной дисциплины. Он касается преподавания информатики не только в школе, но и в любых учебных заведениях, кроме тех, которые готовят программистов-профессионалов.
Современное общество все в большей степени становится информационным обществом, а его информационный аспект - одним из самых важных. Основной тезис доклада: кроме компьютерной грамотности курс информатики должен включать в себя изучение понятий "информация" и "система". Новым девизом общеобразовательного курса информатики должен стать: управление информацией - вторая грамотность.
7. Тест на
уровень компьютерной грамотности.
http://www.krasu.ru/test/201.html
8. Компьютеры
в обучении музыке (Горбунова И.Б.).
http://www.nsu.ru/conf/nit/96/sect3/node10.html
Информатизация современного мира, развитие телемеханики и телематики как новой отрасли знаний и индустрии с неизбежностью ставят перед современными системами образования задачу формирования у учащихся информационной культуры и усвоения информационной картины мира как необходимого условия жизни и функционирования в информационном обществе.
Таким образом, с широкой компьютеризацией общества, с активным включением НИТ в систему образования актуальной становится задача разработки педагогической концепции, вводящей обучаемого в систему информационных связей, дающей возможность ориентироваться в информационной среде, использовать информационные потоки и анализировать их содержание.
Сегодня, в век всеобщей компьютерной грамотности, совершенно очевиден тот факт, что одинаково необходимы как теоретико-методологические исследования возможностей применения ЭВМ в музыкальном образовании, так и попытки получения начального практического опыта в использовании компьютеров при проведении занятий по музыкальным предметам.
9. Компьютер
и информатика: к проблеме обучения (Марусин
В.В.).
http://www.nsu.ru/conf/nit/97/c5/node11.html
Личный опыт автора в проектировании и сопровождении компьютерных информационных систем позволяет констатировать весьма слабую профессиональную подготовку по наиболее важным проблемам их построения, эксплуатации и достижения эффективности как у пользовательской категории, так и у молодых специалистов, образование которых и было ориентировано на эти знания.
Необходимо создать методические обоснования состава знаний, которые бы обеспечивали общий достаточный уровень информационной культуры.
10. Детский
библиотечный компьютеризированный
центр - региональный транслятор
информационных ресурсов для детей (Стрелкова
Е.В.).
http://www/gpntb.ru/win/inter-events/crimea97/doc/s8/s8doc1.html
Рассматривается опыт работы по созданию автоматизированной библиотечной системы с элементами информационного обеспечения в прямом и удаленном доступе для построения моделей реализации права ребенка на информацию. Для реализации этого на практике необходимо формирование поколения пользователей информационных и библиотечных систем, в которых ответ на запрос обеспечен как ресурсами библиотек, так и информационной культурой общества.
11. О
содержании и программно-методическом
обеспечении бакалаврского курса
Информатика (Вымятнин В.М.).
http://www.nsu.ru/conf/nit/95/sect1/bv01_5.html
Ситуация с информационным обеспечением в области компьютеризации высшего образования выглядит совершенно парадоксальной. Если под компьютерной грамотностью, которую должна обеспечивать средняя школа, подразумевать владение элементами компьютерных технологий, то компьютерная грамотность на уровне высшего образования должна предусматривать, во-первых, свободное владение компьютерными технологиями, а во-вторых, знание специфики их использования в своей предметной области. Причем точка зрения Информатика = Информационные технологии в последние годы завоевывает все больше сторонников.
12.
Информационная грамотность: задача
номер один системы высшего
образования стран бывшего СССР в 21
веке (Лестер Пошью).
http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea98/doc2/doc3.html
Рассматриваются основные элементы информационной грамотности, предлагаются критерии эффективности программы, обосновывается необходимость принятия подобной программы в образовательных учреждениях различного типа для подготовки информационно грамотных специалистов.