ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Стародубова Г.А.
Россия, г. Кемерово, Кемеровская государственная академия искусств и культуры
Переход к информационной эре формирования информационного общества предполагает свободную ориентацию индивида в информационной среде и более продуктивное использование накопленных человечеством информационных ресурсов. Производство и потребление информации становится важной сферой приложения знаний, умений каждого, а информационная культура - неотъемлемой составляющей личности, важнейшим условием ее самореализации. Систематизированная совокупность специальных знаний, умений, навыков, обеспечивающих осуществление индивидуальной информационной деятельности приобретает такое же значение как основные знания, умения , на которых строится современное образование.
В практике работы библиотеки и школы накоплен определенный опыт по формированию информационной культуры. Однако изучение передового и массового опыта убеждает, что и библиотека, и школа до настоящего времени чаще всего ограничиваются популяризацией информационных знаний. Эта работа до сих пор носит просветительский, более того- хаотичный характер. И как следствие этого - низкий уровень информационной культуры членов общества. Анкетирование, проведенное среди библиотечных работников области, наблюдения на специальных библиотечных занятиях, позволяют сделать вывод, что большинство специалистов испытывают серьезные трудности как при подготовке к занятиям, так и в процессе их проведения. По мнению библиотекарей-практиков им не хватает специальных знаний по педагогике и психологии, практических умений и навыков. Это неслучайно, ибо, как единодушно отмечают опрошенные, возможности вузовского курса "Информационная культура" весьма ограниченны - общее представление о проблеме и обзорное представление о формах и методах работы с конкретной группой обучаемых.
Новое содержание социальной роли специалистов, призванных осуществлять обучение пользователей информации на качественно новом уровне (с точки зрения содержания и организации обучения), обуславливает необходимость целенаправленной подготовки профессионалов высшей квалификации. В настоящее время общеобразовательной школе, средним и высшим специальным учебным заведениям, библиотекам требуются профессионально подготовленные преподаватели дисциплины "Информационная культура". Попытка подготовки таких специалистов в рамках специализации "Технология информационной культуры" предпринята на факультете информационных технологий (ФИТ) в Кемеровской государственной академии искусств и культуры. Предлагаемый вариант является итогом многолетней исследовательской и практической деятельности коллектива ФИТ. Сформулирована концепция формирования информационной культуры личности, разработана типовая модель оригинальной программы курса "Основы информационной культуры" (автор доктор педагогических. наук, профессор Н.И.Гендина), рассчитанная на различные категории обучающихся. Открытию новой специализации предшествовали следующие мероприятия: изучение сети и кадрового состава работников детских и школьных библиотек Кемеровской области, консультации с библиотечными и педагогическим работниками, разработка квалификационной характеристики и учебного плана специализации, экспертиза учебного плана (в качестве экспертов выступили библиотекари Кемеровской области, специалисты Института усовершенствования учителей) и т.д.
Остановимся на некоторых (основных с нашей точки зрения) моментах в содержании подготовки специалистов высшей квалификации. Дисциплины первого блока обеспечивают высокий уровень гуманитарной, культурологической, психолого-педагогической подготовки. Важное место занимают дисциплины психолого-педагогического цикла. Задачи курса педагогики -дать не только общее представление о структурных элементах педагогики как науки, познакомить студентов с категориальным аппаратом и методами педагогических исследований, но и главное - развить у будущих специалиста педагогическое мышление. Система педагогических и психологических знаний о различных группах обучающихся позволит нашим выпускникам профессионально грамотно ставить педагогические цели и задачи и находить оптимальные варианты их решения. Освоив педагогическую технологию, он сможет правильно выбрать и применить на практике соответствующие формы и методы педагогики. В цикле этих дисциплин важная роль отводится следующим курсам: "Социальная педагогика", "Педагогика школы", "Современные педагогические технологии".
В блоке специальных дисциплин студенты получают знания по истории развития проблемы подготовки пользователей информации, ее конкретно-исторической обусловленности; знакомятся с отечественным и зарубежным опытом; изучают современную трактовку понятия "Информационная культура" и ее структурные элементы, критерии уровня информационной культуры конкретных групп пользователей. В этом блоке они осваивают условия оптимального построения процесса обучения. Практические занятия ориентированы на освоение конкретных методов и дидактических принципов обучения пользователей, на формирование практических умений и навыков, необходимых для проведения специальных занятий. Особое внимание уделяется освоению технологии подготовки и проведения специального библиотечного занятия. Центральное место в этом блоке занимают такие дисциплины, как "Методика преподавания информационной культуры в школе", "Методика преподавания информационной культуры в библиотеке", "Методика преподавания информационной культуры в специальном учебном заведении", "Технические средства обучения", "Речевое мастерство педагога".
Следует отметить, что учебный план предусматривает подготовку специалиста и к информационной , библиотечной, библиографической деятельности. Студенты осваивают информационные (включая компьютерные) технологии, методы литературоведческого, педагогического анализа художественной и научно-познавательной литературы; закономерности функционирования документальных потоков и современные методы аналитико-синтетической переработки информации. Они овладевают методами, практическими умениями изучения общественных и индивидуальных потребностей в сфере детской литературы и детского чтения; изучают информационное обеспечение учебной и самообразовательной творческой деятельности юных граждан, способы и формы удовлетворения информационных потребностей, не только конкретных групп потребителей, но и индивидуальных потребностей личности. В подготовку будущего специалиста входят также основы маркетинговой и рекламной деятельности, искусство режиссуры и сценарное мастерство.
|